4. Организация и методы производства работ по содержанию автомобильных дорог

в весенний, летний и осенний периоды.

 

       Устойчивая работа автомобильной дороги в первую очередь обеспечивается за счет эффективной организационной структуры службы содержания, в основе которой находится оптимальное количество производственных участков и рациональное закрепление за ними обслуживаемых автомобильных дорог.  

              Весеннее – летнее – осеннее содержание начинается с очистки земляного полотна на всю его ширину от снега, а с наступлением потепления полностью удаляют снег не только с обочин, но и с откосов и из кюветов для предотвращения разрушения дорожных одежд.  Задача состоит в том, чтобы максимально ускорить оттаивание и просыхание в первую очередь боковых частей земляного полотна. Весной необходимо быстро подготовить систему водоотвода к пропуску талых вод, для этого боковые канавы очищают от снега автогрейдером с кюветовосстановителем полностью по всему их сечению. У труб убирают щиты, закрывающие их отверстия, удаляют лед и снег, накопившиеся за зиму, расчищают снег перед отверстиями на ширину, равную ширине отверстий, и на длину не менее30 м от каждого оголовка для пропуска воды весеннего паводка.

             Трубы отрываются от снега экскаватором ЭО – 2621, пропариваются и промываются водой из поливомоечной машины ПМ – 130: на гофрированный шланг надевается металлическая труба, ею пробивается отверстие струей воды на всю длину трубы.

    После оттаивания грунта начинается профилировка обочин. Дальнейшее содержание обочин и откосов включает окашивание травы, удаление кустарника и посторонних  предметов, систематическую планировку, заравнивание ям, колей и других углублений.

            С начала весеннего потепления устанавливают тщательное наблюдение за дорогой, чтобы своевременно обнаружить признаки пучинообразования. Важной мерой, которая предотвращает пучины или максимально ослабляет их воздействие на дорогу, является проколка осушительных воронок на обочинах. Воронки устраиваются с обеих сторон пучинистого участка в шахматном порядке на расстоянии 3 –4 метров одна от другой. Они имеют ширину 0,2 –0,3 м, а глубина равна толщине дорожной одежды с подстилающим песчаным слоем. Дну их придается продольный уклон 40 – 50 %. Воронки, соприкасаясь с теплым воздухом и подвергаясь прямому нагреву солнечными лучами, способствуют быстрейшему оттаиванию земляного полотна и отводу образующейся воды. Для предохранения покрытия от разрушений  на пучинистом участке устраивают «подушку» из котельного шлака, сухого песка или песчано-щебеночной смеси слоем 10 –15 см. Весной, для предотвращения пучинообразования, устанавливают знаки ограничения скорости и грузоподъемности. Борьбу с пучинообразованием прекращают, когда грунт земляного полотна полностью оттает и просохнет. С проезжей части убирают шлак, песок, засыпают осушительные воронки на обочинах.

          На полосе отвода производится уборка мусора, улучшение стока воды с планировкой отдельных участков и приданием им необходимого уклона, ликвидация застоя воды в пониженных местах, вырубка кустарников, которые ухудшают видимость при движении автотранспорта. Вырубка кустарников производится кусторезом.

         С целью охраны полосы отвода и проведения противопожарных мероприятий заключен договор с Шадринским Лесхозом для проведения работ по устройству минерализованных полос в местах примыкания лесных хвойных массивов к автодороге.

        Весной обновляются дорожные знаки и подкрашиваются стойки дорожных знаков, сигнальные столбики. В весенне-летне-осенний период  проводится периодический осмотр ограждений и сигнальных столбиков, замена и мелкий ремонт неисправных элементов дорожных ограждений, подтягивание креплений, очистка от пыли и грязи, мойка, а при необходимости окраска ограждений. Дорожные знаки требуют систематической очистки щитков и стоек от пыли и грязи, окраски тыльной стороны знаков и поверхности стоек, выпрямление или замену щитков и стоек, подтягиванию болтов. На площадках отдыха, посадочных площадках и у автопавильонов убирается мусор,  подкрашиваются автопавильоны.

            Начинается ямочный ремонт на покрытии. С помощью компрессора вырубаются края образовавшейся ямки, из битумного котла производится обработка битумом. Вручную укладывается асфальтобетонная смесь и производится уплотнение мотокатком.

На всем протяжении производится вертикальная разметка согласно СНиП  всех элементов автодороги: барьерного и тросового ограждений, сигнальных столбиков, посадочных площадок, бордюрного камня и т.д. На трубах производится затирка стыков цементным раствором, побелка известью открылков и оголовков, очистка входных и выходных отверстий от наносов и кустарниковой растительности.

            В течение весенне – летне – осеннего содержания вдоль дорог на полосе отвода, на автобусных остановках, остановочных площадках отдыха собирается мусор и подметается покрытие, ремонтируются знаки, пришедшие в негодность знаки заменяются новыми.

            С целью более эффективной и своевременной организации работ  по содержанию автодороги и искусственных сооружений на ней разработаны «Технологические карты производства работ».

            Работы по содержанию региональных автомобильных дорог выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

 

5. Применение новой техники и технологии.

5.1. Ремонт выбоин в асфальтобетонном покрытии автомобильных дорог с использованием катионной эмульсии (струйно-инъекционный метод) комплектом  прицепного специального оборудования  - пломбировщика марки БЦМ-24.3.

 

В качестве ремонтного материала используется щебень фракции 3-10 мм, эмульсия битумная катионная типа ЭБК – 2. Применяют концентрированную эмульсию  ( 60-70 %) на битумах БНД 90/130 или 60/90 с ориентировочным расходом 10-11 % от массы щебня.

 

Материалы должны отвечать требованиям следующих документов:

             Щебень                                        ГОСТ 8267-93 с изм. №1 (1998), №2 (2000), №3 (2002).

             Эмульсия битумная катионная         ГОСТ Р 52128-2003.

 

Указания по технологии производственного процесса. Ремонт выбоин с использованием катионной эмульсии (струйно-инъекционный метод) выполняют с применением прицепного специального оборудования - пломбировщика марки БЦМ-24.3.

 

В состав работ входят следующие операции:

  • Обрубку кромок выбоины при этом методе ремонта можно не производить.
  • Очистку выбоины под ремонт осуществляют струей сжатого воздуха или методом всасывания.
  • Просушивание выбоин в условиях повышенного увлажнения сжатым воздухом (горячим или холодным).
  • Подгрунтовку дна и кромок выбоины производят подогретой до 60–75С битумной эмульсией.
  • Заполнение черненным в процессе инъекцирования щебнем.
  • Поверхность “пломбы” присыпают белым щебнем слоем в одну щебенку.
  • Движение открывают через 10 – 15 минут.
  • Работы выполняют при температуре воздуха не ниже +5 С, как на сухом, так и на влажном покрытии.

 

Транспортирование и хранение битумных эмульсий. Эмульсии битумные дорожные транспортируют в цистернах, автогудронаторах, битумовозов и металлических бочках.

 Температура эмульсии при хранении должна быть не ниже + 5 С.  

При длительном ( в течении более 2-х недель ) хранении допускается некоторое расслоение эмульсии.В этом случае перед выкачиванием из хранилища эмульсии следует тщательно перемешать до однородного состояния.

 

Что лучше – битум или битумная эмульсия ?

 

В отличии от дорожного битума, использование битумных эмульсий обеспечивает:

  • полное сцепление с основанием вследствии электростатического взаимодействия положительного заряда катионной эмульсии и отрицательного заряда поверхности основания дороги;
  • по текучести эмульсия близка к воде, поэтому она растекается по поверхности, заполняя все поры и неровности;
  • допускается розлив битумных эмульсий на увлажненную поверхность;
  • технология производства битумных эмульсий позволяет варьировать  ее качественными показателями, необходимыми для каждого вида работ;
  • более низкая энергоемкость из-за отсутствия необходимости поддержания температуры;
  • использование битумных эмульсий при температурах от 30 до 70 С делает ее применение безопасным.

 

 Контроль качества работ. Для обеспечения высокого качества производства работ по ямочному ремонту  дорожных покрытий на предприятии организованы следующие виды контроля:

 

Входной контроль материалов ( битумная эмульсия, щебень, ПЩС).  Осуществляется персоналом строительной лаборатории, кладовщиком, производителем работ путем внешнего осмотра, соответствия материалов сопроводительной докумендации, паспортам, сертификатам, ГОСТам, техническим условиям.

 

Операционный ( технологический) контроль осуществляется постоянно в процессе выполнения всех технологических операций по ямочному ремонту, устранению трещин на покрытии автомобильных дорог в соответствии с требованиями ОДМД (Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования), СНиПов и обеспечивает своевременное принятие мер по их устранению и предупреждению.

 

         При операционном контроле качества дорожно-ремонтных работ с использованием эмульсии проверяется:

  • Очистка выбоины под ремонт;
  • Температура битумной эмульсии для подгрунтовки;
  • Равномерность подгрунтовки дна и кромок выемки;
  • Заполнение выемки ремонтным материалом;
  • Соответствие выполняемых работ строительным нормам, правилам и стандартам;
  • Визуально – качество битумной эмульсии (стабильность эмульсии при хранении и транспортировке).

Операционный контроль осуществляется начальником производственного участка, мастером с привлечением лаборатории.

 

         Приемочный контроль заключается в проверке и оценке качества выполнения отдельных видов ремонтных работ при приемке их от исполнителей.

          Эти виды приемочного контроля осуществляются соответственно начальником производственного участка, мастером, главным инженером с участием представителей технического надзора заказчика.  Скрытые работы освидетельствуются с составлением Акта на скрытые работы, который составляется на завершенный процесс.

 

         Инспекционный контроль заключается в периодическом контроле техническим надзором заказчика качества выполняемых ремонтных работ и его соответствия нормативной документации.

 

         Лабораторный контроль осуществляется постоянно в процессе работы лабораторной службой, возглавляемой главным инженером предприятия

             Лабораторный контроль является неотъемлемой составной частью входного, операционного, приемочного контроля.

Он   включает в себя определение качества поступающих материалов, готовой битумной эмульсии, а также их соответствие нормативным данным и сопроводительным паспортам.

Входной контроль поступающих материалов проводится в соответствии с требованиями ГОСТов на методы испытаний. Периодичность проводимых испытаний регламентируется требованиями нормативных документов.

Также осуществляется контроль за складированием и хранением материалов на базе и на производственном участке с целью обеспечения качества этих материалов. Лаборатория контролирует соблюдение требований при транспортировании и хранении битумной эмульсии, выявляет причины некачественного выполнения ремонтных работ на произвдственном участке и принимает меры по устранению этих причин.

 

Оценку качества выполнения ремонтных работ производят в соответствии с  требуемыми нормативными документами.

 

5.2. Устройство одиночной поверхностной обработки асфальтобетонного покрытия фракционированным щебнем с использованием битумных эмульсий.

       

6. Организация и методы производства работ по зимнему содержанию автодорог.

 

            Диспетчерская дорожная служба. Для  обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспорта в любое время суток на весь зимний период приказом по предприятию организуется диспетчерская служба с круглосуточным режимом  работы, определены бригады и звенья дорожной снегоуборочной техники и автотранспорта, разработан график их дежурств.

Рабочее место  дежурного диспетчера находится в помещении, имеющем надежную телефонную связь, где на видном месте вывешены: приказ об организации работы по содержанию автомобильных дорог в зимний период; приказ об очередности расчистки от снега автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Шадринского района; инструкция об организации работы диспетчерской службы;  утвержденный график круглосуточных дежурств на каждый месяц; перечень автомобильных дорог Шадринского района с указанием снегозаносимых и гололедоопасных  участков, требующих оперативно-постоянного внимания; технологические карты и схемы по снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью на дороге.

            Диспетчерская служба обеспечена необходимой снегоуборочной техникой.

           

В целях качественной подготовки дорожного хозяйства к работе в зимних условиях, а также для обеспечения бесперебойного и безопасного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Шадринского района, обслуживаемым ОГУП «Шадринское ДРСП», выполнены следующие мероприятия.

            Подготовлена и оборудована сигнальными фонарями дорожная техника: комбинированные дорожные машины – 5 единиц; автогрейдеры – 6 единиц; погрузчики одноковшовые – 6 единиц; бульдозеры – 3 единицы.

            Подготовлена и оборудована навесным снегоочистительным оборудованием снегоуборочная техника: трактор Т-150 – 1 единица; тракторы МТЗ-80; МТЗ-82; ЛТЗ-60 – 4 единицы; тракторы К-700, К-701 – 4 единицы; автомобили КАМАЗ с отвалом «ТЕНО» – 8 единиц.

            Подготовлен резервный запас ГСМ на период чрезвычайных ситуаций (ЧС).

            Приказом № 121 от 27 сентября2010 г., согласованным с органами ГИБДД и Главой Администрации Шадринского района, определена очередность очистки от снега дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Шадринского района.

            Проведена техническая учеба и аттестация диспетчеров, водителей комбинированных дорожных машин и машинистов снегоуборочной техники.

            Водителям комбинированных дорожных машин выданы технологические карты по обработке покрытия проезжей части противогололедными материалами.

Приготовлено требуемое количество песчано-соляной смеси (ПСС) с концентрацией соли 15%, 20% и 50%.

Комбинированные дорожные машины (КДМ), в связи с необходимостью использования их в режиме круглосуточной работы,  на период зимнего содержания автомобильных дорог укомплектованы вторым составом работников.

 

            Проекты производства работ по зимнему содержанию  автомобильных дорог разработаны и согласованы с Главным управлением автодорог Курганской области  на автомобильные дороги третьей технической категории: Шадринск – Миасское, «Байкал» - Песчанотаволжанское – «Шадринск– Миасское», Шадринск – Ялуторовск.

 

Разработана технологическая карта производства работ по зимнему содержанию автомобильных дорог. Распределение на дороге материалов для борьбы с зимней скользкостью с целью получения однородной плотности посыпки выполняют только специальными распределителями противогололедных материалов. Следует учитывать, что поддержание заданных норм посыпки для указанных распределителей возможно только при движении без переключения передач,  следовательно, нормы будут изменяться при движении с различными скоростями. Минимальные нормы посыпки достигаются при движении на высших передачах.

Норма россыпи ПСС назначается с учетом вида зимней скользкости, температуры, количества отложений на покрытии и количества соли, имеющейся в смеси.

            Работы по предотвращению и ликвидации зимней скользкости выполняют в соответствии с требованиями «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах» ОДМД2003 г., ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

      Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводят следующие мероприятия:

-          профилактическую обработку покрытия ПГМ до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката;

-          ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ;

-          обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами.

 

7. Обеспечение безопасности дорожного движения.

 

        К основным мероприятиям по обеспечению безопасности движения и улучшению его организации относятся:

  • поддержание требуемой ровности покрытия, устранение дефектов покрытий в виде выбоин, ям, трещин и других деформаций;
  • поддержание требуемой шероховатости покрытия; поддержание поверхности дороги в чистом состоянии путем своевременного удаления с нее пыли, грязи, песка;
  • предотвращение возможности выезда на дорогу транспортных средств в непредусмотренных для этой цели местах;
  • предупреждение образования и ликвидации зимней скользкости;
  • укрепление обочин, недопущение обнажения кромки покрытия, обеспечение отвода воды с обочин;
  • обеспечение видимости на всем протяжении дороги путем удаления с полосы отвода древесно-кустарниковой растительности, снежных валов

Для предупреждения водителей о скользкости на дороге следует осуществлять следующие мероприятия:

выставлять знак «Скользкая дорога» у начала обледенелого участка за 150 –200 м. на загородных дорогах и за 50 –100 м. в городах и других населенных пунктах;

устанавливать знак «Ограничение скорости» с указанием ее величины, которую нельзя превышать. Меры по ограничению скорости согласовываются с органами ГИБДД.

 

 

8.Система управления мостовым хозяйством.

 

            Для выполнения комплекса работ по содержанию мостовых сооружений на предприятии создано два производственных участка, которые обеспечивают круглогодичное, непрерывное и безопасное движение транспортных средств.

В состав работ входит: постоянный надзор за сооружениями, постоянный уход, профилактические работы для предупреждения появления опасных дефектов, планово-предупредительный ремонт (ППР), организация движения по сооружениям, а также учет мостовых сооружений.

Учет мостовых сооружений осуществляется путем ведения книг мостовых сооружений на все объекты и общих журналов работ по содержанию.

 

Классификация работ по содержанию мостовых сооружений.

            Работы по уходу и надзору за сооружениями отнесены к группе так называемых нормативных работ, т.е. работ, которые выполняются на всех сооружениях постоянно в течение года (сезона). Работы  нормативного содержания направлены, прежде всего, на поддержание сооружения в чистоте, обеспечение безопасности движения и являются обязательными независимо от типа и состояния сооружения и выполняются регулярно в соответствии с установленной периодичностью.

            Периодичность работ по уходу за мостовыми сооружениями определяется действительными условиями эксплуатации и состоянием элементов конструкций и может колебаться от ежедневных работ до еженедельных и реже.

            Работы по очистке элементов сооружений в летний и осенний периоды проводятся с учетом местных условий, с апреля по октябрь.

            Работы, выходящие за рамки нормативного содержания и  выполняемые при возникновении необходимости в них, являются сверхнормативными (дополнительными) работами по содержанию мостового сооружения. Условно эти работы делятся на профилактику и планово-предупредительный ремонт.

            Работы, отнесенные к профилактике, выполняются в течение всего срока службы сооружения с периодичностью 1-5 лет. Перед проведением профилактических работ  составляется дефектная ведомость, в которой указываются выявленные дефекты и намечаются меры по их устранению. Наиболее характерные виды работ по профилактике, выполняемые предприятием:

-          ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части на мосту и подходах;

-          устранение волн и наплывов на проезжей части;

-          заделка трещин  битумным вяжущим в покрытии моста;

-          восстановление слоя износа покрытия проезжей части (выравнивающий слой из холодной асфальтобетонной смеси);

-          восстановление покрытия на тротуарах;

-          окраска перил;

-          окраска ограждения проезжей части,

-          выправка и частичная замена металлического барьерного ограждения;

-          ремонт или частичная замена перил;

-          заделка раковин, трещин и сколов тротуарных блоков;

-          окраска пролетных строений краской;

-          восстановление сливов;

-          восстановление укрепления откосов конусов бетоном на слое щебня толщиной10 см;

-          досыпка грунта (локальная) с уплотнением грунта трамбовкой;

-          окраска барьерного ограждения на подходах к мостам.

           

            Работы по обеспечению безопасности движения или существенно влияющие на эксплуатационные характеристики моста выполняются в срочном порядке: поврежденные перила восстанавливаются по временной схеме в течение 3-х дней, по постоянной схеме – в течение месяца; сбитые участки ограждения восстанавливаются в течение 2-х недель; знаки организации движения на мосту устанавливаются: по временной схеме в течение 2-х дней, а по постоянной схеме в течение месяца после выявления их отсутствия, если в предписании на установку знаков не указаны иные сроки. 

 

9. Содержание мостовых сооружений.

9.1. Подмостовое русло и регуляционные сооружения.

Основные задачи содержания подмостового русла и регуляционных сооружений - организация нормального пропуска под мостом водного потока, паводковых вод и ледохода; предупреждение и своевременное устра­нение заторов в русле, опасных размывов у опор, регуляционных сооружений и насыпи подходов; предупреждение повреждений откосов, их укреплений и рисберм.

Подмостовое русло на длину100 мвыше и ниже по течению должно расчищаться от посторонних предметов, а конуса и регуляционные сооруже­ния также и от наносов. Откосы подходов содержат согласно требованиям, предъявляемым к содержанию земляного полотна.

Если кустарниковая и древесная растительность в русле не является средством борьбы с размывом и регулированием потоков, ее следует выру­бить: при наличии струенаправляющих дамб - в пределах длины дамбы плюс 30-40 мвыше и ниже по течению от крайних точек дамб.

 

9.2. Мостовое полотно.

Основной задачей содержания мостового полотна является поддер­жание безопасности и удобства движения по сооружению, а также выполне­ние мероприятий по предупреждению повреждений элементов сооружения.

Мостовое полотно проезжей части в летний период необходимо регу­лярно очищать от мусора, грязи и посторонних предметов. Особое внимание уделяют поддержанию в чистке водоотводных устройств, деформационных швов, а также ограждений. Сбрасывать мусор через водоотводные трубы не разрешается. Весь мусор с проезжей части и тротуаров необходимо вывозить за пределы моста и водоохранной зоны.

Водоотводные устройства (трубки, лотки) чистят специальными щет­ками, (ежами) или продувают сжатым воздухом, Проезжую часть убирают вручную или механизированным способом, используя поливомоечные и му­сороуборочные машины, компрессоры для продувки труб и щелей и другие механизмы.

В зимнее время проезжую часть и тротуары очищают от снега и льда, при гололеде посыпают песком, топливным шлаком или дробленым щебнем. Применение хлористых солей и других химических соединений, агрессивных к бетону, не разрешается. При оттепелях талый снег и материалы борьбы с го­лоледом убирают с моста. Уборку снега производят автогрейдерами, бульдозерами и другими механизмами.

Места скопления на дорожной одежде воды (лужи) следует устранять укладкой слоев асфальтобетона. До этого при резких похолоданиях и образо­вании льда его следует покрывать антиобледенительными составами. В про­тивном случае возможен занос транспорта.

Периодичность работ по уборке проезжей части определяется мест­ными условиями и должна быть аналогичной, как на примыкающих участках дороги, но не реже, чем 1 раз в 10 дней, а зимой в снежные периоды - ежедне­вно.

При уходе за сооружениями производят очистку от мусора и посто­ронних предметов подферменных площадок и опорных частей, а также мест конструкций, расположенных под водоотводными устройствами и деформа­ционными швами. Для отвода воды с конструкций горизонтальным поверхно­стям придают уклоны, устраивают сливы.

Резиновые опорные части необходимо защищать от смачивания их водой и загрязнения веществами, содержащими жир, масло и другие вредные примеси, а также от воздействия прямых солнечных лучей.

Уборку главных несущих конструкций следует проводить не менее 2 раз в год (весной и осенью).

При уходе за бордюрными  ограждениями их очищают от повреждений и грязи, места поврежденного бетона покрывают полимерной краской для предотвращения дальнейшего разрушения.

Очистку стоек амортизаторов и планок барьерных металлических ог­раждений выполняют промывкой с использованием щеток.

Для предупреждения разрушения деформационных швов в течение года проводят промывку водоотводных лотков; устранение наплывов и тре­щин, отдельных выбоин и просадок в зоне шва; заливку швов наполненного типа мастикой; подтягивание пружин в швах со скользящими листами.

Волны и наплывы, образующиеся в асфальтобетонном покрытии в зоне шва, устраняют вырубкой или срезкой асфальтобетона с предваритель­ным его разогревом и последующим удалением, лишних материалов.

Для заделки выбоин используют горячие асфальтобетонные смеси, отвечающие требованиям ГОСТ 9128-84.

Мастику швов заменяют при ее выкрашивании или отслаивании от кромок. Для этого зазор освобождают от старой мастики, очищают поверх­ность кромок, промывают стенки и дно шва водой с последующей продувкой сжатым воздухом, грунтуют стенки битумным лаком и заполняют зазор мас­тикой

Заделку трещин в асфальтобетонном покрытии и заливку швов мас­тикой осуществляют в теплую и сухую погоду, когда трещины имеют наибо­льшее раскрытие. Для заполнения шва в зависимости от климатических усло­вий можно применять резинобитумные вяжущие или, тиоколовые герметики

Для устранения отдельных сколов и трещин бетонного покрытия око­ло шва вырубают поврежденный бетон, очищают поверхность от пыли, мас­тик и осколков бетона. На очищенную поверхность наносят грунтовочный слой из полимерных составов и затем раковины заполняют полимерцементным или эпоксидно-минеральными смесями.

При повреждении бетона у швов на больших участках для ремонта применяют цементобетонные смеси на быстротвердеющем цементе (БТЦ) ма­рки 400-500 или портландцементе марки 500-600.

Если вода при сбросе с проезжей части трубки попадает на нижерас­положенные элементы, то водоотводные трубки необходимо наращивать так, чтобы исключить указанные недостатки. Внутренний диаметр трубок назна­чают не менее150 мм, изготавливают их из прочного материала (чугун, асбо­цемент, пластмасса, металл).

На концах консолей плит тротуаров и проезжей части в случае отсут­ствия на них карнизов, слезников и возникновения морозных разрушений бе­тона, ухудшающих защиту пролетных строений и опор от увлажнения водой - с тротуаров, следует устраивать карнизы из оцинкованного железа, закреп­ленного сверху асфальтобетонным покрытием тротуаров.

Поврежденные направляющие планки барьерного ограждения при искривлениях до20 сми длине деформированного участка до4 смвыправля­ют на месте. Поврежденные амортизаторы, стойки и сильно деформирован­ные планки снимают, выправляют, а затем устанавливают на место. При про­гибах стоек более 1/10 высоты и смятия амортизаторов более15 см, их заме­няют.