Акционерное общество

Автодор «Северо-Запад»

 

 АО Автодор«Северо-Запад»

 

 

 

 

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

Система контроля качества

 строительно-монтажных работ

при строительстве и ремонте

автомобильных дорог

общего пользования

 

 

 

 

 

 

 

 

СТП 01-2007

 

 

СТП ДФ 01-2007. Система контроля качества строительно-монтажных работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог общего пользования/ ОАО «Шадринское ДРСП»/ Шадринск, 2012.  

 

Предисловие

  1. РАЗРАБОТАН планово-производственным отделом  ОАО «Шадринское ДРСП» (начальник ППО Каюмова И.И.) при участии строительной лаборатории ОАО «Шадринское ДРСП» (ведущий инженер лаборатории Блинова Т.В.).
  2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ОАО «Шадринское ДРСП» приказом  от 12 июля 2012 г. № 22
  3. ИЗМЕНЕННАЯ РЕДАКЦИЯ.

 

 

 

 

 

ОАО «Шадринское ДРСП», 2012 г.

 

 

 

Стандарт предприятия

Система контроля качества строительно-монтажных работ    Введен впервые

при строительстве и ремонте автомобильных дорог

общего пользования

               Принят и введен в действие Приказом от 12 июля 2012 г., № 22

Дата введения – 12 июля 2012 г.

 

 

  1. 1.     ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает порядок контроля качества выполняемых строительно-монтажных работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них; законченных строительством (ремонтом) объектов, на которых ОАО «Шадринское ДРСП» выступает в качестве генерального подрядчика.

Настоящий стандарт устанавливает основные положения Системы контроля качества (СКК) строительно-монтажных работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог общего пользования и может быть использован на других объектах с необходимыми изменениями, вытекающими из структуры работ.

Стандарт предназначен инженерно-техническим работникам, занятым на строительстве и ремонте автомобильных дорог общего пользования на территории Курганской области.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, надежности сооружений, охрану окружающей среды. Установленные в нем требования должны выполняться генеральным подрядчиком (подрядчиком) и субподрядчиком.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты, строительные нормы и правила, инструкции:

-     ГОСТ Р  1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской
Федерации. Основные положения»;

-     СНиП 10-01-94. «Система нормативных документов    в строительстве.
Основные положения»;

 

-     СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги»;

-     СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги»;

-     СНиП 2.05.03-8 «Мосты и трубы»;

-  «Правила приемки работ при  строительстве  и ремонте  автомобильных дорог» (ВСН - 19-89), Минавтодор РСФСР.

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1.          Используемые в Стандарте термины и их определения соответствуют принятым в Системе нормативных документов в строительстве и приведены в СНиП 10-01-94, ГОСТ Р 1.0-92, СНиП 2.05.02-85, СНиП 2.05.03-84.

3.2. Ремонт автомобильных дорог - комплекс работ по восстановлению износа дорожного покрытия, улучшению его ровности и повышению сцепных качеств,  усилению  дорожной  одежды  и  земляного  полотна;  восстановлению изношенных конструкций и деталей дорожных сооружений или их замене на
более прочные и экономичные, а также работы по организации и безопасности движения,    обустройству   дорог,    в   результате    которых   восстанавливаются транспортно-эксплутационные характеристики автомобильных дорог и дорожных сооружений и обеспечиваются требуемые условия движения.

3.3.   Дорожные сооружения - сооружения, являющиеся непосредственно конструктивными   элементами   дороги:    искусственные    сооружения   (мосты, путепроводы, эстакады, трубы и др.), производственные базы (в т.ч. подсобные), линейные (в т.ч. жилые), здания дорожных организаций.

3.4.    Скрытые работы - виды работ или конструктивные элементы, которые частично или полностью будут закрыты при последующих работах.

3.5.    Ответственные      конструкции      -      конструктивные      элементы, некачественное   выполнение   которых   может   привести   к   потере   несущей способности конструкций или к непригодности  сооружения для нормальной эксплуатации.

3.6.     Проектная организация – ответственный исполнитель по проектированию. Обеспечивает качество проекта (проектирования), требуемое генеральным контрактом и договором.

3.7.        Строительная организация – ответственный исполнитель по строительству обеспечивает качество строительно-монтажных работ, требуемое генеральным контрактом и договором, путем организации и поддержания в рабочем состоянии собственной системы контроля качества, которая должна быть распространена на субподрядные строительные организации.

3.8.   Независимая    организация    -    юридическое    лицо,    обладающее независимостью  действий в  области испытаний продукции (оценки качества работ),    исключающей    административную,    финансовую    и    коммерческую зависимость   от   изготовителей   (разработчиков)   и   потребителей   продукции.
Независимая    организация    не    может    быть    структурным    подразделением организации-изготовителя      (разработчика)      или      потребителя      продукции (заказчика).

3.9.  Компетентная организация - организация, аккредитованная в Системе сертификации    ГОСТ    Р    (другой,    зарегистрированной    или    признанной    в установленном      порядке      системе      сертификации,      либо      аттестованная территориальным органом Госстандарта РФ (другими уполномоченными на то органами,   организациями)   на  право   соответствующих   испытаний,   имеющая
государственную лицензию на право соответствующих работ.

3.10.  Технический   надзор   -   надзор   за   строительными   и   ремонтными работами, осуществляемый заказчиком.

3.11. Испытание - техническая операция, заключающаяся в установление одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1.    Контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться:

  • проведением производственного контроля качества самими строительно-монтажными организациями;
  • авторским надзором проектных организаций;
  • проведением инспекционного контроля в рамках СТП.

 

 

5. СИСТЕМА  КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ.

  5.1. Общее руководство производственным контролем качества выполняемых строительно-монтажных работ (СМР) и специальных работ, связанных с повышенной опасностью промышленных производств и объектов, в ОАО “Шадринское ДРСП” возложено на главного инженера Щекина Владимира Адександровича.

 5.2.  Производственный контроль качества строительно-монтажных работ включает входной контроль технической и проектно-сметной документации; входной контроль строительных материалов, изделий и конструкций; операционный контроль качества строительно-монтажных работ; геодезический контроль, в том числе входной контроль вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы; приемочный контроль выполненных работ; лабораторный контроль; контроль исполнительной и технологической документации; контроль метрологического обеспечения; инспекционный контроль; контроль информационного обеспечения (нормативной базы).  

5.3.  Входной контроль качества:

а) технической и проектно-сметной документации осуществляется в два этапа:

первый этап – проверка комплектности документации;

второй этап – проверка достаточности содержащейся технической информации для производства работ.

 

б) строительных материалов, изделий и конструкций осуществляется в четыре стадии:

первая стадия – проверка сопроводительной документации;

вторая стадия – внешний осмотр;

третья стадия – линейно-угловые измерения;

четвертая стадия – лабораторные испытания.

 

в) оборудования ведется в два этапа:

первый – проверка комплектности поставляемого оборудования;

второй – проверка соответствия поставки техническим условиям.

         

Входной контроль качества технической и проектно-сметной документации осуществляется  службой контроля качества технической и проектно-сметной документации в составе заместителя директора по капитальному строительству, начальника планово-производственного отдела, возглавляемой главным инженером предприятия (Приказ № 12 от 12.07.12 г.).

 

Входной контроль строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования (грунт, щебень, песок, песчано-щебеночная смесь,  цемент, арматурная сталь, органические вяжущие материалы, гидроизоляционные материалы) осуществляется службой контроля качества применяемых дорожно-строительных материалов, конструкций и изделий. В состав службы входят: ведущий инженер строительной лаборатории, заместитель директора по капитальному строительству, начальник отдела материально-технического снабжения, заведующий подсобным производством, дорожные мастера, производитель работ (прораб), ведущий инженер-геодезист, начальник производственного участка, старший кладовщик. Ответственный за работу службы главный инженер предприятия (Приказ № 18 от 12.07.2012 г.).

 

5.4. Операционный (технологический) контроль качества строительно-монтажных работ осуществляется во время выполнения и после завершения  определенной технологической операции  по строительству и ремонту автомобильной дороги и проводится по трем ступеням:

I ступень – мастер, прораб, начальник участка;

II ступень – главный инженер, геодезист, лаборант

III ступень – строительная лаборатория, геодезическая служба.

 

Осуществление операционного контроля качества строительно-монтажных работ   обеспечивает своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению.

Основными рабочими документами операционного контроля являются схемы операционного контроля СОКК), разработанные в составе проекта производства работ. В эти схемы включены: эскизы конструктивных элементов, узлов с указанием допусков в размерах, сведения по характеристикам качества материалов и перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен проверить линейный инженерно-технический персонал (прораб, мастер); перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию с составлением актов.

Операционный контроль выполнения технологической операции входит в функции исполнителя технологической операции. При осуществлении строительно-монтажных работ он входит в обязанности рабочего-исполнителя. При производстве работ рабочий-исполнитель должен выполнять сплошной операционный контроль (самоконтроль) путем сравнения качества выполнения операции с требованиями к качеству операции, подлежащих контролю, указанными в СОКК.

Ответственным лицом за выполнение операционного контроля строительно-монтажных работ является линейный работник (прораб, мастер), осуществляющий строительство (ремонт) объекта. Поэтому он должен также периодически проводить операционный контроль выполненных рабочим-исполнителем строительно-монтажных работ в соответствии с СОКК, результаты которого заносятся в «Журнал операционного контроля качества строительно-монтажных работ».

«Журнал операционного контроля качества строительно-монтажных работ» заводится на каждый объект строительства (ремонта).

 

Приемы операционного контроля при выполнении технологических операций должны входить в состав процедуры выполнения технологической операции и доведены до сведения каждого исполнителя как его обязанность.

 

Операционный контроль выполнения геодезических разбивочных работ входит в функции геодезиста, осуществляющего разбивку. Он также является ответственным за эту операцию.

                

Операционный контроль осуществляется службой операционного (технологического) контроля качества дорожных ремонтно-строительных работ в составе ведущего инженера строительной лаборатории, заместителя директора по капитальному строительству, дорожных мастеров, производителя работ (прораба), начальника производственного участка и ведущего инженера-геодезиста, возглавляется главным инженером предприятия (Приказ № 19 от 12.07.2012 г.).

 

При операционном контроле качества сооружения земляного полотна проверяется:

-                     правильность размещения осевой линии поверхности земляного полотна в плане и высотные отметки;

-                     толщину снимаемого плодородного слоя грунта;

-                     плотность грунта в основании земляного полотна;

-                     влажность используемого грунта;

-                     толщину отсыпаемых слоев;

-                     плотность грунта в слоях насыпи;

-                     ровность поверхности;

-                     поперечный уклон; крутизна откосов;

-                     правильность выполнения дренажных прорезей, укрепления обочин и откосов.

При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды контролируют по каждому конструктивному слою через каждые 100 метров:

-     высотные отметки по оси дороги;

-     ширину;

-     толщину слоя неуплотненного материала по оси дороги;

-     поперечный уклон;

-     ровность;

-     постоянно визуально – качество уплотнения, соблюдение режима ухода.

При устройстве оснований  и покрытий из черного щебня дополнительно контролируется:

-     температура черного щебня в каждом автомобиле-самосвале;

-     постоянно-визуально однородность смеси и качество уплотнения;

         При устройстве асфальтобетонного покрытия дополнительно контролируется:

-         температура горячей асфальтобетонной смеси в каждом автомобиле-самосвале;

-         качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос;

-         качество асфальтобетона по показателям вырубок, а также прочность сцепления слоев покрытия.

         При устройстве поверхностной обработки контролируется:

-         качество подготовки поверхности покрытия;

-         температура битума в каждом битумовозе;

-         постоянно-однородность, дозировку и равномерность распределения черного щебня и вяжущего материала;

-         своевременность распределения минеральных материалов после розлива вяжущего.

 

Степень уплотнения слоя поверхностной обработки проверяют пробным проходом катка массой не менее 10 тонн. При этом не должно наблюдаться смещения щебенки.

 

При операционном контроле качества гидроизоляционных работ при устройстве искусственных сооружений (труб) проверяют:

-         качество стыковки полотнищ гидроизоляционного материала;

-         адгезию материала к основанию;

-         постоянно-визуально состояние поверхности с устранением дефектов (вздутия, складки, разрывы и т.п.).

                 5.5. Геодезический контроль, в том числе входной контроль вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы, осуществляется службой геодезического контроля качества дорожных ремонтно-строительных работ предприятия в составе заместителя директора по капитальному строительству, ведущего инженера-геодезиста, возглавляемой главным инженером предприятия (Приказ № 11 от 12. 07. 2012 г.). Он  включает в себя проверку правильности вынесения трассы и дорожных сооружений (труб) на местность, а также соответствия геометрических параметров дороги и дорожных сооружений проектно-сметной документации и требованиям СНиП.  

5.6. Приемочный контроль заключается в проверке и оценке качества выполнения отдельных видов работ:

при премке работ от исполнителей (бригад, звеньев, отдельных рабочих);

при промежуточной приемке ответственных конструкций, скрытых работ;

при сдаче фронта работ субподрядчикам;

при приемке выполненных работ субподрядчиками;

при сдаче законченной строительством (ремонтом) автомобильной дороги или ее участка с дорожным обустройством. 

Приемочный контроль осуществляется службой приемочного контроля дорожных ремонтно-строительных работ в составе ведущего инженера строительной лаборатории, заместителя директора по капитальному строительству, ведущего инженера-геодезиста, дорожных мастеров и старшего дорожного мастера, производителя работ (прораба), начальника производственного участка. Служба приемочного контроля дорожных ремонтно-строительных работ возглавляется главным инженером предприятия (Приказ № 20 от 12. 07. 2012 г.).

                         

При проверке и оценке качества выполнения отдельных видов работ при премке их от исполнителей, отдельных ответственных конструкций и законченной строительством  (ремонтом) автомобильной дороги или ее участка с дорожным обустройством участвуют представители технического надзора заказчика, авторского надзора проектной организации, рабочие комиссии и государственные приемочные комиссии.

                Приемочный контроль и промежуточные приемки осуществляют по мере окончания скрытых работ с целью определения возможности продолжения производства работ (например, подготовка поверхности земляного полотна перед укладкой нижнего слоя основания дорожной одежды), при приемке полностью законченных отдельных видов работ или конструктивных элементов; при приемке работ для финансирования.

        

         Примерный перечень скрытых работ приведен в приложении 2, он может уточняться заказчиком.

 

Примерный перечень работ, подлежащих промежуточной приемке, приведен в приложении 3.

 

Перечень параметров, по которым проводятся испытания при приемке, приведены в приложении 4.

        

         Скрытые работы освидетельствуются с составлением Акта на скрытые работы, который составляется на завершенный процесс.

                

Ответственные конструкции по мере их готовности принимаются в процессе строительства (ремонта) с составлением Акта промежуточной приемки.

                

В процессе приемки работ выполняют освидетельствование работ в натуре, контрольные замеры, производственные и лабораторные испытания.

                

При обмерах особое внимание уделяют земляным работам. Обмеры выполняют не реже двух раз в месяц: проверяют объемы резервов, выемок, насыпей и кавальеров, определяют фактический коэффициент уплотнения грунта. При приемках водоотводных сооружений тщательно проверяют соответствие проектным отметкам (уточненным по местности) и уклонам.

        5.7. Инспекционный контроль заключается в периодическом контроле техническим надзором заказчика качества выполняемых работ и его соответствия требованиям нормативной документации.

         Инспекционный контроль осуществляется выборочно, в ходе которого  выявляется действенность и объективность операционного контроля, правильность ведения первичной исполнительной технической документации, соответствие строительных материалов, конструкций и технологической оснастки требованиям проектной и нормативной документации, уровень качества СМР. При выявлении фактов нарушения технологии работ, требований СНиП и др. нормативных документов принимаются административные меры.

 

5.8.   Ответственное лицо за учет замечаний и рекламаций по качеству дорожных ремонтно-строительных работ – главный инженер предприятия (приказ №13 от 12 июля 2012 г.)

        

         5.9. Метрологическое обеспечение деятельности предприятия осуществляется службой метрологического обеспечения. В составе службы ведущий инженер строительной лаборатории и начальник отдела материально-технического снабжения. Ответственное лицо за работу службы - главный инженер предприятия (приказ №10 от 12 июля 2012 г.).

                

5.10. Лабораторный контроль осуществляется постоянно в процессе работы службой лабораторного контроля качества дорожных ремонтно-строиетльных работ в составе ведущего инженера строительной лаборатории и возглавляемой главным инженером предприятия (Приказ № 14 от 12. 07. 2012 года.)

Лаборатория ОАО “Шадринское ДРСП” имеет аттестат аккредитации (СВИДЕТЕЛЬСТВО № 279 О СОСТОЯНИИ ИЗМЕРЕНИЙ В ЛАБОРАТОРИИ).

Аттестат аккредитации выдан 03 июнь 2011 года Курганским центром стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. Действителен до 03 июня 2014 года.

Лабораторный контроль является неотъемлемой составной частью входного, операционного, приемочного контроля. Он включает в себя определение качества поступающего сырья и материалов, готовой продукции, а также его соответствие нормативным данным и сопроводительным паспортам.

Входной контроль поступающих материалов проводится в соответствии с требованиями ГОСТов на методы испытаний. Периодичность проводимых испытаний регламентируется требованиями нормативных документов.

Лабораторный контроль осуществляется за складированием и хранением материалов на производственной базе предприятия и на производственном участке с целью обеспечения сохранности качества этих материалов.

Лаборатория контролирует выпуск асфальтобетонной смеси и черного щебня для устройства оснований и поверхностной обработки на АБЗ, производство железобетонных конструкций в цехе ЖБИ, выявляет причины некачественного выполнения работ на произвдственном участке и принимает меры по устранению этих причин.

На объекте строительства (ремонта) ведется контроль уплотнения земляного полотна, проверка уплотнения щебеночного основания. После устройства покрытия из асфальтобетона отбираются вырубки, проверяется степень уплотнения асфальтобетона.

5.11. Контроль исполнительной документации (общих журналов работ, актов на скрытые работы, исполнительных съемок и т.д.) осуществляется службой контроля качества исполнительной документации при выполнении дорожных ремонтно - строительных работ. В состав службы входят начальник производственно-планового отдела, ведущий инженер строительной лаборатории и ведущий инженер-геодезист. Ответственное лицо за работу службы – главный инженер предприятия (приказ №17 от 12 июля 2012 г.).

5.12. За контроль технологической докуменации (проекты производства работ, технологические карты, технологические регламенты и т.д.) ответственными лицами являются ведущий инженер строительной лаборатории и  начальник планово-производственного отдела.

Технологическую документацию готовят ведущий инженер-геодезист, дорожные мастера, производитель работ (прораб), начальник производственного участка (приказ №21 от 12 июля 2012 г.).

5.13. На преприятии имеется нормативная база деятельности, необходимая для обеспечения высокого качества производства дорожных работ (СНиПы, ГОСТы, ВСН, типовые проекты и т.д.). Ответственное лицо за обеспечение нормативной базы - главный инженер предприятия (приказ №15  от 12 июля 2012 г .).

            6. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗАКАЗЧИКА

           6.1.На    объектах    строительства (ремонта)    автомобильных    дорог    осуществляется технический надзор.

           6.2.Технический    надзор    осуществляется    компетентными    службами (предприятиями,   специалистами)   заказчика   и   независимыми   компетентными организациями по поручению (по договору подряда) заказчика в течение всего периода строительства (ремонта) объекта.

              6.3.  Основные задачи технического надзора:  контроль за соблюдением проектных решений, сроков, требований нормативных документов, в том числе качества  работ,   продукции,   соответствия   стоимости   ремонта  утвержденным проектам и сметам.

6.4. Технический надзор осуществляет следующие функции:

6.4.1.         В области обеспечения проектно-сметной документации:

-   участвует   в   проверке   комплектности   и   качества   проектно-сметной
документации,  принятой  от проектных  организаций,  приемке  закрепления  в
натуре осей трасс и сооружений, реперов и знаков геодезической сети;

- контролирует соблюдение установленного прядка согласования изменений
проектных решений в процессе ремонта, своевременное и правильное внесение в
отдельные комплекты чертежей изменений проекта и данных инструментальной
съемки выполненных работ;

- готовит   предложения   для   проектных   организаций   по   проведению
авторского надзора за ремонтом.

6.4.2. В области надзора за строительством (ремонтом): осуществляет контроль и технический надзор за работами, соответствием объемов, стоимости и качества выполняемых работ проектам  и  сметным  расчетам,  строительным  нормам  и правилам  на производство   и   приемку   этих   работ,   а  также   обеспечивает   осуществление проектными организациями авторского надзора.

 

6.4.3. В области приемки в эксплуатацию законченных строительством (ремонтом) объектов:

 

-     представляет  (совместно  с подрядными  организациями)  необходимые
документы приемочной комиссии по законченным ремонтом объектам;

-     участвует в приемке вспомогательных объектов и работе приемочной
комиссии;

-     несет ответственность в соответствии с действующим законодательством
за приемку в эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований
нормативных документов и проектной документации.

 

6.5. В соответствии с основными задачами на работников, осуществляющих
технический надзор, возлагается:

-     контроль   соответствия   выполняемых   строительно-монтажных   работ,
применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования.